Франшизы
Бизнес-модель XXI века: как стартовать с франшизой?
Начиная свое дело на просторах бизнеса, проще всего идти по стопам того, у кого уже есть успех и плод трудолюбия. Все до нас уже придумано, нам только остается грамотно воспользоваться накопленным опытом и начать зарабатывать. Франшиза – этот термин на слуху, но лишь не многие интересуются, какие выгоды стоят за этим типом ведения бизнеса. Как работает услуга франшизы, кто может стать ее владельцем и как происходит ее открытие?
Оглавление
Понятие и разновидности франшиз
Википедия подсказывает, что франшиза – это объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. Но простому человеку не совсем понятно, о чем идет речь в этой формулировке. Попробуем объяснить доступным языком.
Франшиза – это права на использование в коммерческих целях торговой марки, системы ведения предпринимательства за определенную финансовую плату. Также существует понятие франчайзера – это, собственно, владелец франшизы, и франчайзи – принимающая сторона, покупатель.
Между этими двумя субъектами и происходит процесс оформления франшизы с целью продлить ветку в конкретном направлении бизнеса под корпоративной торговой маркой.
Франшиза лишает головной боли о составлении бизнес-плана, поиска ниши, рынка сбыта и поставщиков, так как франчайзи получает полный пакет с ответами на все вопросы по ведению бизнеса.
История франчайзинга
Бизнесмены всех времен были озадачены, как гарантировать своему делу успех и долгие годы процветания. В конце XIX века Исаак Зингер, небезызвестный изобретатель и производитель самых продаваемых швейных машинок, принял решение позволить различным предпринимателям и производственным компаниям реализовывать на продажу своего оборудования и осуществлять его ремонт, чтобы расширить сеть по всему миру и увеличить прибыль на товарообороте. Все было спланировано до мелочей, и каждый представитель имел свою «зону влияния» территориально.
«General Motors» подхватили идею и презентовали партнерам стать их дилерами по всему миру по методу франшизы. В начале XX века многие оптовые компании практиковали расширение филиалов за счет продажи франшизы. А уже к 50-м годам эта система стала безсменной спутницей семейных бизнесов и корпоративных партнеров.
Франчайзинг в его сегодняшнем виде был оформлен по всем нормам делового мира Реем Кроком, одним из основателей McDonald’s Corporation.
Франчайзинг сегодня
Теперь франшизу покупают и становятся полноправными владельцами своего филиала, получая полноценную систему ведения бизнеса и такие бонусы как:
- права на ТМ (торговую марку);
- оборудование (его либо предоставляют, либо дают рекомендации, которых обязательно следует придерживаться при его покупке);
- маркетинговый план и система продвижения;
- база поставщиков (иногда франчайзер самостоятельно делает закупки и доставляет продукт франчайзи);
- дизайн, корпоративный стиль по оформлению представительств;
- проекты по обучению персонала;
- система дистрибуции продукта.
Фактически от будущего партнера не требуется ничего, кроме финансовых вложений на покупку стартового пакета. Просчитывать прибыль и составлять маркетинговый план тоже не понадобится, ведь статистика продаж франшизных проектов показывает четкие цифры, и покупатель сможет сразу увидеть данные о периоде окупаемости пакета. Консультации и поддержка на протяжении всего существования филиала – особый плюс в покупке франшизы известной торговой марки.
Роялти или официальный «откат»
Но не все франшизы безвозмездно стремятся расширять свою дилерскую сеть, требуя взамен только поддержку высокого уровня имиджа компании. Часто в условиях прописывается пункт «роялти», который предусматривает денежную компенсацию за использование патента на изобретение, авторских прав и прочих видов интеллектуальной формы собственности. Сумма может быть фиксированной или составлять определенный процент от товарооборота.
Также существует еще одна разновидность роялти – паушальный взнос. Это немного проще для предпринимателя, ведь эта сумма уплачивается единожды при старте. Но минус в том, что франчайзи обязан оплатить «откат» за еще не реализованную прибыль, т.е., предсказать успех невозможно, но риск в бизнесе часто приносит свои положительные плоды.
Преимущества и недостатки франшизы
Открытие бизнеса по такой системе в основном доступно новичкам. Это упрощает задачу перед молодыми и амбициозными предпринимателями. Однако существуют компании, которые крайне переборчивы в подборе потенциальных франчайзи, и могут отказать в виду их некомпетентности и отсутствия опыта в управленческой сфере.
Например, всемирно известный кофейный бренд Starbucks Corporation, не раздает пакеты франшиз налево и направо, тщательно проверяя претендентов на предмет профессионализма и соответствия особым философским взглядом дирекции.
Среди позитивных моментов по работе с франшизой можно отметить такие пункты:
- практически полное отсутствие риска прогореть;
- доступ к базе опыта и знаний корпорации;
- возможность кредитования при старте в виду авторитетности бренда;
- сопровождение на всех этапах ведения дел.
Но есть и минусы в этой практически идеальной системе ведения бизнеса:
- ограничение действий по договору;
- обязательные закупки только у авторизованных поставщиков;
- расходы в виде роялти и паушального взноса.
Тема франшиз в России только начинает свое развитие, о чем говорят цифры – отечественных предложений менее 400, а в той же Америке число превышает 11 тысяч. Это идеальное решение для старта в мире бизнеса. Франшиза сокращает риск и практически полностью исключает провал, хотя и не гарантирует успех на все 100 %.
Чтобы не оказаться у разбитого корыта, франчайзи должен понимать, что для покорения высот, ему придется активно и упорно работать. В разделе франшизы вы сможете ознакомиться с мировыми брендами и марками российского происхождения, которые будут рады, если вы станете их партнерами по бизнесу.