Франшизы

Была ни была: как не прогадать с франшизой?

Если речь идет о предстоящем крупном вложении, предприниматель тщательно взвешивает все «за и против» перед заключением сделки. Такая модель ведения бизнеса, как франчайзинг, также подразумевает детальный анализ договора и исследование возможных рисков. Как уберечь себя от обмана при покупке франшизы и минимизировать риски?

Первые шаги к изучению франшизы

франшиза по правиламЛучшим вариантом будет общение с прямым представителем – франчайзером. Посредники не всегда во всей полноте освещают условия договора, и покупатель может получить не совсем то, на что он рассчитывал. Идеально бы было посетить выставку-презентацию бизнес-продукта, чтобы воочию увидеть рабочий процесс. Кроме того, общение с официальным представителем обойдется дешевле, так как дилеры обязательно берут комиссионные за свои услуги.

Используйте для ознакомления с франшизой любые источники информации. Интернет поможет разузнать более правдивые сведения о компании – для этого стоит посетить тематические форумы и прочесть отзывы клиентов франшизы. Лучше ориентироваться на аналитические обзоры компетентных специалистов в сфере бизнеса, для этого стоит читать авторитетные интернет-издания и бизнес-журналы. Таким образом сложится реальная ситуация с мнением, которое сформировали действующие или бывшие партнеры конкретной франшизы.

Внимание! Также необходимо проверить официальную информацию в государственном реестре. Убедиться в подлинности свидетельства товарного знака и других регистрационных данных можно на ресурсе ФИПС – Федерального института промышленной собственности.

Общаясь с франчайзером, попросите предоставить данные о имеющихся франчайзи, чтобы вы смогли лично убедиться в беспроблемном ведении приобретенного бизнеса у клиентов компании. Если вам не желают давать эти контакты, тогда это станет первым тревожным звоночком.

Однако, эту информацию вы сможете найти в свободном доступе в сети и самостоятельно. Обращайте внимание на возраст организации. Для стабильной и отлаженной работы потребуется минимум 1,5-2 года существования франшизного пакета.

Финансовые аспекты франшизы

После сбора общей информации переходите к детальному изучению условий договора и финансового вопроса. Аналитики утверждают, что есть формула, которая доказывает успешность и добросовестность франчайзера:

«Маленький паушальный взнос (или его полное отсутствие) + высокая ставка по роялти».

Это значит, что продавец уверен в своем продукте и продает вам бизнес пакет, который будет приносить вам хорошую прибыль, а значит, и он будет иметь стабильно высокие комиссионные.

Далее ознакомьтесь с предложенной документацией – это могут быть франчайзинговый договор и франш-бук. Вам нужно понимать, что компания подразумевает под выражением «всесторонняя поддержка», и каким образом она происходит.

Внимание! Также разузнайте о корпоративном обучении – есть ли курсы для персонала и персональный консультант по ведению дел. Контроль и наблюдение в данном случае будут помогать вам идти по отработанному в франшизе маркетинговому плану.

Договор коммерческой концессии

франшиза по правиламЭто единый и поэтапно сформированный документ, который нельзя заменить другими отдельными договорами или их дополнениями. Это собственно сама франшиза – делегируемые права для франчайзи. Его не передают по почте или курьерами – только при личной встрече в момент подписания пакета на франшизу.

В договоре коммерческой концессии указывают:

  • описание действий, которые правообладатель обязан предпринять для обеспечения полного доступа франчайзи к базе коммерческих данных;
  • срок действия договора;
  • размер вознаграждения и график его выплаты;
  • положения об ответственности сторон;
  • ситуации, при которых действие договора прерывается.

Этот документ составляется в трех экземплярах, каждая страница подписывается отдельно, на первом его листе обозначается регистрационный номер и дата подписания.

Важно! Договор подается в регистрирующий орган в трех экземплярах, которые рекомендуется подписывать на каждой странице. Зарегистрированный договор имеет соответствующую отметку на первой странице с указанием регистрационного номера и даты.

Недобросовестный франчайзи

Использование торговых знаков и база информации по ведению бизнеса – главная составляющая пакета любой франшизы. Эта информация более актуальна на первоначальном этапе, когда франчайзи делает первые шаги в становлении своего филиала.

После укрепления бизнеса у предпринимателя нередко возникает свое видение маркетинга и прочих нюансов. Согласно подписанному договору коммерческой концессии, франчайзи не имеет права отступать от норм и правил ведения дел, но головная компания не исключает возможность рассмотреть предложения по оптимизации и усовершенствованию своей системы.

Недобросовестные предприниматели идут наперекор условиям и часто уходят в свободное плавание, переформировывая филиал в собственную торговую марку, тем самым становясь прямым конкурентом франшизодателя.

Важно! Закон находится не на стороне конкурента, а докажет факт злоупотребления правами, принадлежащими франчайзеру. Для расследования будут зафиксированы нарушения в плагиате стиля, маркетинговой программы, рекламы в интернете, товарного знака. Подготавливается протокол, который необходимо заверить нотариально. Нарушитель после судебных разбирательств вероятнее понесет административную и уголовную ответственность.

Франчайзинг, дистрибуция и агентирование

франшиза по правиламВ связи с путаницей среди этих трех понятий законодательная база часто не дает этой моделе бизнеса термин франчайзинг.

Именно из-за юридической неграмотности часто возникают спорные ситуации в разбирательствах по правообладанию торговым знаком.

Перед попыткой изменить договор или перестать следовать его условиям потенциальному «бунтарю» стоит детально ознакомиться с возможными последствиями и мерой наказания за нарушение прав интеллектуальной собственности.

Метки

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector